Материалы интернет-журнала Курцхаар.su


Малов Олег Львович - по образованию референт переводчик, закончил переводческий факультет Московского государственного педагогический института иностранных языков им. Мориса Тореза, дипломат, долгое время работал в странах Латинской Америки и Карибского Бассейна, эксперт-кинолог Всероссийской категории по спаниелям и легавым. Длительное время являлся заведующим редакцией «Охотничьи издания» издательского дома МК и первым заместителем главного редактора «Российской Охотничьей Газеты», а также журнала «Охота и Рыбалка - XXI век». В 2010 являлся главным редактором журнала «Охотничий двор». В течение трех лет был автором и ведущим популярной телепередачи «ТВ клуб охотников». Почетный член Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» и Московского городского общества охоты, приказом министра Природных ресурсов в 2013 году награжден нагрудным знаком «Почетный работник охотничьего хозяйства». Он хорошо известен своими публикациями по охотничьему собаководству и оружию в различных периодических изданиях. Печатался в журналах: «Охота и охотничье хозяйство», «Охота», «Юный натуралист», «Северные просторы», «Ружье Мастер», «Оружейный двор», «4 Х 4», «Фаэтон», «Основной инстинкт. Охота по всему миру», а также в альманахах: «Сельский календарь», «Охотничьи просторы», «Наши верные друзья». Им много сделано для создания и становления журналов: «Природа и охота», «Охотничьи собаки», «Магнум», «Охотник за трофеями», «Охота и рыбалка XXI век», а также «Российской Охотничьей Газеты». Автор пятнадцати книг об охоте, охотничьих собаках и оружии, некоторые из которых неоднократно переиздавались. В 2000 году книга «Немецкий курцхаар от А до Я» была удостоена Московским городским обществом охотников литературной премии имени С.Т. Аксакова. По итогам конкурса Ассоциации книгоиздателей России книга «Соколиная охота» (совместно с В.М. Федоровым) признана лучшей книгой 2006 года. Увлекается живописью и фотографией на профессиональном уровне. При издании многих своих книг выступал как дизайнер и художественный оформитель.

Интервью редакции журнала «Магия настоящего сафари»:

            " Я не считаю себя художником"

Сегодня гость нашей редакции человек, которого многие знают по его книгам, публикациям во многих охотничьих изданиях и плодотворной работе в качестве эксперта охотничьего собаководства. Это Малов Олег Львович. А вот наш разговор посвящен, казалось бы, отвлеченной теме. Немногие знают об увлечении Олега Львовича живописью.
"Сафари" - Олег Львович, очень хотелось бы поговорить с вами на тему, которая так или иначе вызывает интерес и, не скрою, любопытство многих читателей ваших книг. Но, как представляется, вы не очень любите говорить об этом вашем увлечении. В некоторых ваших книгах можно увидеть иллюстрации с живописных работ, автором которых являетесь вы сами. Но по какой-то причине вы не часто говорите на эту тему. Поэтому первый вопрос - почему?
О.М. - Действительно, я не очень распространяюсь на эту тему. Объяснение здесь простое - я не считаю себя художником. Да и живопись для меня в больше степени увлечение, как и охота.
С. - Вы знаете, но многие читатели, увидев ваши работы, были искренне ими удивлены. Не буду скрывать, многим они нравятся. Так, чем же для вас является увлечение живописью?
О.М. - На этот вопрос ответить сложно. Так как это, как и охота, для меня, понятие довольно многогранное. Это, если хотите: увлечение, восприятие природы, философия бытия, постоянное стремление к открытию чего-то нового, чего я раньше не знал и не замечал. И, конечно же, радость удачи или горечь поражения.
С. - Странный ответ. Увлечение и «радость удачи или горечь поражения». Как понимать ваш ответ?
О.М. - Довольно просто. Как на охоте. Ведь она это не только обязательно добытый трофей, но еще и запоминающиеся промахи. Но от этого охота не становится хуже. Она все равно - радость.
С. - Вы сказали, что не считаете себя художником. Но с чего-то это увлечение все же началось?
О.М. - Началось все с самого начала. Дело в том, что я рисую всю жизнь с детства. Мой отец был военным, но прекрасно рисовал. Так, ему ничего не стоило за несколько минут набросать любой портрет. Я думаю, что это умение было дано ему свыше. Мой дед (его отец), был учителем биологии и физики. Он также отлично рисовал. У меня даже сохранился альбом, в котором есть рисунки и деда и отца, которые они рисовали для меня. Но сами они к этому дару относились не серьезно, как к умению ездить на велосипеде. Серьезно живописью не занимались и художниками стать никогда не хотели. Правда, к моему увлечению руку приложил именно отец. Видя, что я пытаюсь что-то нарисовать, он часто занимался со мной рисованием.
С. - Но попытки стать художником у вас были?
О.М. - Видя, что я постоянно что-то рисую, родители решили показать мои рисунки в художественной школе. К удивлению, они понравились и меня могли взять в школу. Но при условии потери года общеобразовательной школы, так как я был уже переросток. Я учился в пятом классе. Родители даже слышать об этом не хотели. Так случилось, что я встал на путь самоучки.
С. - Не жалеете об этом?
О.М. - Нисколько. Более того. Сейчас, прожив долгую жизнь, я им признателен за то, что, благодаря их решению, живопись осталась только увлечением и не стала моей профессией.
С. - Почему?
О.М. - Я могу ошибаться и высказываю только свое личное мнение. Дело в том, что живопись, в виде увлечения, дает больше удовольствия, так как не несет смысла заработка. А это - свобода творчества, где заниматься любимым делом можно только тогда, когда тебе хочется и создавать то, что тебе хочется. Без каких-либо обязательств, груза необходимости и рамок чуждой требовательности, под которую приходится подстраиваться.
С. - Означает ли это, что в тематике (сюжете) и в других вопросах, связанных с увлечением живописью, вы свободны полностью? А не приходилось ли вам писать картины на заказ?
О. М. - Я стараюсь от этого уходить. Редко, но приходилось. Любой заказ - это стремление угодить заказчику, что вызывает внутреннее противодействие. Радости от этого немного.
С.- Олег Львович, вас не коробит слово «самоучка»?
О.М. - Нисколько. Понятие это условно. Я всю свою жизнь учусь живописи. Прочитал огромное количество книг по технике живописи. Эти книги собирал и собираю. Это сейчас можно приобрести любую книгу в магазине. В 60-80 годах сделать это было невозможно. Не было компьютеров, не было Интернета. Мне пришлось длительное время работать за рубежом. И это принесло свою пользу, так как я смог приобрести очень много книг по теории живописи, искусствоведению, альбомов художников, которых открыл для себя впервые. Здесь сильно помогло знание языка. Интерес к живописи сопутствует меня всегда. Это естественно, так как эти знания не постижимы. Всегда находишь что-то полезное, новое и интересное.
С. - Я знаю, что вы работали в тропической стране. Экзотика той природы вас не вдохновляла?
О.М. - Если честно, нет. Вот ностальгия замучила. Конечно, по возможности делал наброски, но до серьезных картин дело не доходило. Да и времени на это не доставало.
С. - Тематика большинства ваших картин посвящена природе и ее обитателям. Это не связано с прошлой ностальгией?
О.М. - Связано, конечно. Думаю, что красота нашей природы, не сравнится ни с какими чудесами тропиков. К сожалению, наши люди, в том числе и охотники, не очень это ценят, и мало знают о том, с чем часто соприкасаются.
С. - Что вы имеете в виду?
О.М. - Повальное невежество. Я не говорю о каких-то особенных биологических или зоологических познаниях. Дело в том, что люди не знают того (да и не хотят), что казалось, они обязаны знать. Не знают названия птиц, не различают их песен. Да что говорить. Большинство охотников не может определить вид утки по весеннему оперению селезня, если это не кряковая. В этом убеждался сам и не только на охоте. Часто, посмотрев на картину, человек (даже охотник) подходит и спрашивает, какая птица на ней изображена. Но, я думаю, это тема для отдельного разговора.
С. - Олег Львович, в ваших книгах много прекрасных собственных фотографий. Скажите, вы используете в работе фотографии, и не считаете ли, что увлечение анималистической фотографией может заменить анималистическую живопись.
О.М. - Фотографией увлекаюсь не меньше, чем живописью. При любых поездках на охоту или просто за город обязательно беру с собой фотоаппарат. В процессе охоты с ним не расстаюсь. При длительной поездке беру даже несколько камер. Фотография является для меня большим подспорьем. Особенно при создании картин о природе. Фото дает возможность вместо набросков быстро запечатлевать увиденное, которое можно потом использовать, не фантазируя: удивительное старое высохшее дерево, брошенный дом, осеннюю кровавую осину, пень, усыпанный грибами. Да и сами грибы. Про пейзажи не говорю. Особенно быстро меняющиеся: туманы, дождливое небо, с бегущими тучами, фантастические полосы света в лесу. Для этого специально использую пленочную камеру (пентакс 6х7) для широкой пленки. Конечно же, снимаю дикие цветы, ягоды, грибы. Все в антураже своего сезона. Имею большую коллекцию таких фотографий. При изображении любых животных важна каждая деталь, а не просто знание анатомии. Поэтому я постоянно хожу в зоопарк с фотокамерой. Прежде чем рисовать, особенно крупным планом, нужно знать многие вещи: не просто, как устроен глаз какой-то птицы, к примеру, но и какого цвета радужная оболочка, как работает веко. Здесь придумывать нельзя. А про позы птиц и животных я и не говорю. Случается, что пока не покажешь фото, люди не могут поверить, что так бывает на самом деле. Сейчас очень много людей занимаются съемкой дикой природы, благо фототехника это позволяет. Есть просто потрясающие, уникальные фотографии животных. Стараюсь посещать все такие выставки. Но сказать, что анималистическая фотография вытеснит живопись, не могу. Фотография - это фиксация временного момента, даже самая художественная и редкая. На картине же я сам создаю сюжет, внося в него свое отношение. Могу продумывать его до мелочей. По этой причине, бывает, что переписываю работу по несколько раз. Считаю, что лучше, когда работа оставляет зрителя «додумывать» дальнейшее развитие этого сюжета. Это тот же рассказ, только живописный.
С. - Олег Львович, последний вопрос. Ваши самые любимые животные и сюжеты.
О. М. - Самые любимые животные, как и на охоте. В первую очередь вальдшнеп. Это птицей могу любоваться долго. Хвала Создателю за ее появление. Конечно же, сам процесс охоты, особенно с участием собаки. Темы - чаще всего, связанные с поведением животных: их охоты, весеннее поведение и прочее. Животных стараюсь изображать вне присутствия человека.
С. - Значит, людей не пишите?
О. М. - Пишу. Но не часто. Обычно портреты и в первую очередь родных и близких.
С. - Олег Львович, спасибо за интересную беседу. Редакция журнала хотела бы вам пожелать дальнейших успехов в вашем увлекательном творчестве.
Опубликовано в журнале «Магия настоящего сафари»
6, 2015 год
Малов Олег Львович
Родился 1974 году, в г. Комсомольске Ивановской области. С детства заразился зоологией и болет ей, по сей день. С те же, детских лет начал рисовать. Не учился этому нигде -  дар от Бога!  Будучи школьником, перерисовывал в альбомы краснокнижных птиц и зверей Вадима Горбатова, а позже, цветными карандашами копировал маленькие зарисовки Вадима Гудкова из «Юного натуралиста».
Первым «кирпичом» творческой судьбе, как, начинающего  натуралиста, оказалась книга А. Н. Формозова «Спутник следопыта». Некоторая техника рисования, например, фактура снега, позаимствована у Формозова. Все без исключения следы деятельности выполняются шариковой ручкой, с чёрными чернилами. С годами техника совершенствуется, превращаясь в итоге, в реалистичную и проработанную до мелочей анималистическую графику.
Первые статьи о животных и следах их жизнедеятельности, а также охотничьи рассказы, появляются в «Охоте и рыбалке, XXI век» (2007 г.); постоянная рубрика о птицах и зверях нашей средней полосы России в «Охотничьем дворе» (2010 г.); иллюстрации к книгам о природе и охоте О. Малова и О. Трушина. В начале 2012 года становится дипломантом четвёртого (2011 - 2012 гг.) международного конкурса детской и юношеской литературы им. А. Н. Толстого, в номинации «иллюстраторы детских и юношеских книг», заняв первое место. Наконец, в 2013 году, ежемесячная иллюстрированная рубрика о следах охотничьих животных в «Охоте и рыбалке, XXI век» и очерки о животных в «Охотничьем дворе», с самыми последними и лучшими рисунками. В 2015 году победитель конкурса на Международной выставке изобразительного искусства Золотая Черепаха' 9 в номинации "Графика: животное в природе", работа "Декабрь в ольховом лесу"
Субботин Алексей   
ЖИВОПИСЬ
Субботин Алексей
E-mail: aleksey-subbotin@mail.ru
смотреть
смотреть